Лит.группа "Муромские родники"

Рейтинг:   / 6
ПлохоОтлично 

Местная литература является одной из важных составляющих муниципальной культуры.

Она способствует формированию культурного самосознания жителей города и района и созданию благоприятного имиджа Мурома как культурного и духовного центра в глазах его гостей и российского общества в целом.

ИСТОКИ МУРОМСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

История литературы на муромской земле берет свое начало в ХI-ХII веках в период создания первых героических песен о богатыре Илье Муромце; в то же время создаются первые русские жития («Сказание о Борисе и Глебе», «Повесть о разорении Рязани Батыем» и другие).

В XVI-XVII веках в Муроме были созданы и бытовали в рукописном виде вплоть до середины XIX века так называемые «Муромские сборники», в состав которых входили все самые известные «Муромские повести» XVI-XVII веков, служившие излюбленным чтением муромцев и всех русских людей того времени. Среди них – «Повесть о водворении христианства в Муроме», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанная Ермолаем Еразмом, «Повесть об Унженском кресте». Автором «Повести об Ульянии Муромской» является её сын, муромский дворянин Дружина Осорьин. Завершается цикл «Повестью о чудесах Виленского креста». 
С муромским краем связаны эпизоды жизни и творчества А.Н. Радищева, Г.Р. Державина, И.А. Крылова, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, А.И. Герцена, Н.А. Некрасова, А.М. Горького. 
В конце XIX – начале XX веков в Муроме параллельно с развитием краеведения, библиотечного и типографского дела возникают попытки светского литературного творчества, издаются сборники стихов самодеятельных поэтов И. Зворыкина, А. Рябинина

ВКЛАД МУРОМА В РУССКУЮ ЛИТЕРАТУРУ ХХ ВЕКА (1-я половина)

С Муромом рубежа XIX и первой половины XX веков связаны имена заметных, очень непохожих друг на друга литераторов, прочно вписавших свои имена в историю русской литературы – С.А. Укше и А.К. Гладкова.

Сусанна Альфонсовна Укше (1885-1945) — русская поэтесса Серебряного века, переводчица. При жизни как поэтесса была практически неизвестна. Её творчество заново открыто только в начале XXI века. 

 

Родилась в Пензенской губернии; впоследствии семья переехала в имение в сельце Межищи Муромского уезда. По окончании муромской женской гимназии Сусанна преподавала иностранный язык в прогимназии. Уехала в Петербург, где получила экономическое и юридическое образование. В 1918 году укшинское имение в Межищах было разграблено, мать поэтессы, не выдержав случившегося, покончила с собой. В связи с трагическими событиями Сусанна вернулась в Межищи, работала в волостных учреждениях. 
С 1922 − в Москве, работает в библиотеке Лазаревского института. После его закрытия в 1925 переходит на работу криминалиста и переводчика в Государственный институт по изучению преступности и преступников при Наркомате внутренних дел РСФСР; ряд её статей и обзоров по юриспруденции опубликован в закрытых изданиях НКВД. 
В начале войны как лицо немецкой национальности Сусанна Укше была выслана в Башкирию, оттуда переведена в Алма-Ату, где умерла от голода и истощения.
На долгие годы её творчество было незаслуженно забыто. 
При жизни Укше в разных сборниках и антологиях опубликовано всего девять её стихотворений. В Москве она была близка кругу «Литературного особняка», с 1921 − член Всероссийского союза поэтов; в более узком смысле причисляла себя к акмеистам. В своих стихах последовательно верна классической традиции. 
Переводы Укше из Данте, Петрарки, Шекспира, Гейне и Уайльда до сих пор не опубликованы, как и её стихотворения, написанные на иностранных языках: английском, французском, немецком, итальянском. 

Избранное из поэтического наследия Сусанны Укше (без переводов) увидело свет лишь в 2007 году («Стихов серебряные звенья...»: Избранное. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2007. 224 с.)

Несколько стихотворений из этой книги навеяно муромскими впечатлениями. Узнаваем пейзаж из стихотворения «Свято-озеро». Мучительные отзвуки трагедии, случившейся с матерью, звучат в стихах «Моей лодке куда причалить?..» и «Господи, Светлый и милостивый…»

Александр Константинович Гладков (1912-1976) – русский советский драматург, театровед. Родился в Муроме в семье инженера, бывшего в период Февральской революции городским головой, и матери, привившей мальчику страстную любовь к театру и литературе, в том числе с детских лет – к роману Л. Толстого «Война и мир».  

 

Начал публиковаться в 1925 году в московских газетах как театральный репортер. В 1934–1937 работал в Театре им. Вс. Мейерхольда, которого считал своим учителем. 
Первая пьеса Гладкова – героическая комедия в стихах «Давным-давно», в основу которой положены эпизоды биографии героини Отечественной войны 1812, знаменитой «кавалерист-девицы» Надежды Дуровой, – была поставлена осенью 1941 в осаждённом Ленинграде и принесла автору мгновенный и широкий успех (постановка 1943 в Центральном театре Красной Армии была отмечена Государственной премией). 
Пьеса переведена на многие языки мира, послужила основой для киносценария самого Гладкова, при участии режиссера Э. Рязанова, «Гусарская баллада» (1962). 
В конце 1940-х Гладков отправлен в лагеря «за хранение антисоветской литературы». После выхода на свободу в 1954 году, Гладков написал поэтический лагерный дневник под названием «Сто стихотворений из «Северной тетради», который до сих пор не опубликован. Его подлинник хранится у писательницы-публициста Ц.И. Кин, а копия – в семье бывшего муромского краеведа Н.С. Крылова. 
Поздние пьесы Гладкова написаны прозой. Среди них – «Бессмертный», «Новогодняя ночь», «Первая симфония», «Ночное небо», «Молодость театра», рассказывающая о московской театральной жизни 1920-х годов, «Последнее приключение Байрона» и другие.
О событиях, происходящих в маленьком городе Глебовске (читайте – городе Муроме) на реке Оке, рассказывается в пьесе «До новых встреч!» Это яркая, увлекательная пьеса о муромской молодёжи, её любви, дружбе и патриотизме в годы Великой Отечественной войны.  
А.К. Гладков оставил ряд мемуарно-биографических произведений, в том числе воспоминания о Пастернаке, Мейерхольде, Викторе Кине, Юрии Олеше, Константине Паустовском, Илье Эренбурге и др. 
Литературное наследие Гладкова пока полностью не опубликовано. Его творчество и биография ждут серьёзных исследований. 

ИСТОРИЯ МУРОМСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГРУППЫ

Муромская литературная группа – старейшая во Владимирской области. В течение многих десятилетий она существовала при редакции местных газет.

Согласно исследованию Петра Сытника «История объединения муромских литераторов (1924-1962)», первый литературный кружок (под названием «Звено Октября») в Муроме организовался в 1924 году при редакции газеты «Луч». «Наши собрания проходят еженедельно по понедельникам в помещении редакции «Луча» в семь часов вечера», – писала газета в номере от 23 марта 1924 года. В 1923-24 годах в газете было опубликовано более двухсот стихотворений, но в конце 1924 года «Луч» был присоединён к областному «Призыву», и в течение пяти лет местной газеты в городе не издавалось, информация о литгруппе отсутствует. В 1929 году вышел первый коллективный сборник стихов местных авторов под названием «Первый рейс», в предисловии к которому указано, что «литгруппа «Ока» существует более двух лет». С середины 1929 года издаётся окружная газета «Приокский рабочий», через месяц «вновь приступила к работе Муромская Ассоциация Пролетарских Поэтов», в газете открывается литературная страница. С 1930 года литературная группа действует при газете «Муромский рабочий».

В 1920-е годы на страницах газет наиболее активно публикуются поэты А. Китаев (псевдоним – Овод), Фёдор Селезнёв (псевдонимы – Фита Эс, Фасоль и др.), В. Клинский (предположительно, подлинное имя – И. Никольский), С. Танин и другие.

В 1930-е годы чаще всего публикуются Сергей Виноградов, Николай Тузов, Семён Трантин, Сергей Иконников, Василий Горюнов, Алексей Мичурин, Анатолий Мичурин, М. Качкин, Лиза Видонова.

В послевоенные сороковые в «Муромском рабочем» публикуются стихи Михаила Зимина, Н. Сибирячки, Алексея Мичурина.

В конце пятидесятых – шестидесятых очень много публикаций Юрия Беньковского, Владимира Лихонина, Юрия Мятлевского, Льва Савчука, Александра Морозова, Юрия Фанкина, Нины Коноплёвой, Альберта Удалова.

В семидесятые годы на страницах газеты активно публикуются Юрий Мятлевский, Альберт Удалов, Лев Савчук, Николай Фарутин, Исаак Хазин, Татьяна Ионова.

В восьмидесятые в литгруппу приходят Александр Лыщин, Владимир Табаков, Владислав Еловских, Андрей Мельгунов, Тамара Пряхина, Клавдия Черкунова, Юрий Солонин, Ирина Мокеева.

В девяностые годы публикуются Юрий Додонов, Борис Батманов, Наталья Пахомова, Пётр Сытник, Николай Паимцев, Юлия Романова, Елена Уланова, Галина Виноградова, Альберт Лева, Мария Невская, Валентина Кичаева.

В начале 2000-х годов в литературную группу пополнили Марина Шагина, Татьяна Илюлина, Елена Трепетова, Людмила Мысова, Ирина Ершова, Александр Быков, Ирина Петрова, Анатолий Оленин и другие.

В разные годы литгруппу возглавляли В. Печальный (1928), Сергей Виноградов (1939), Семён Трантин (тридцатые годы), Алексей Мичурин (1950-1961), Анатолий Куликов (с 1961), Николай Фарутин (1970-75), Исаак Хазин (1979-83), Альберт Удалов (1975-79, 1983-89), Юрий Солонин (1993-95), Юрий Мятлевский (1995-2005), Ирина Мокеева (2005-07).

Кроме обсуждения стихов на заседаниях литгруппы и публикаций произведений в местной печати деятельность местных литераторов в советские годы включала публичные выступления, совместные поездки по памятным литературным местам, участие муромских авторов в региональных литературных мероприятиях, публикации в областных и центральных изданиях.

В 1930 году произведения муромских авторов публикуются в сборнике «Взлёт» Владимирской Ассоциации Пролетарских Писателей.

С 1938 во Владимире регулярно проходят областные совещания молодых авторов, в них принимают участие члены муромской литгруппы. В 1958 году проходит однодневный семинар муромских начинающих поэтов и писателей с участием членов бюро Владимирского областного литературного объединения. По итогам семинара во Владимире издаются две книжки стихов для детей Вл. Лихонина.

В 1962 году к 1100-летию Мурома проводится литературный конкурс, в котором участвуют 128 авторов. Победителем становится Юрий Беньковский, вторая и третья премии поделены между студентом Юрием Фанкиным и техником ЗиО Львом Савчуком.

В 1960-1980-е годы в коллективных сборниках, издаваемых Верхне-Волжским книжным издательством («Стрежень», «Разбег», «Встреча», «Рукопожатие» и др.) публикуются стихи Л. Савчука, Ю. Фанкина, Ю. Мятлевского, Н. Коноплёвой, Т. Ионовой.

В 1975 году в ярославском коллективном сборнике публикуется повесть Юрия Фанкина «Городушки», вскоре его рассказы впервые публикуются в журнале «Наш современник». В 1981 году в Ярославле выходит отдельная книга прозы «Месяц над старым клёном», а через четыре года – роман «Осуждение Сократа». В 1987 году Ю.А. Фанкин принят в члены Союза писателей СССР.

В 1979 году муромская поэтесса Татьяна Ионова представляет Владимирскую область на VII Всероссийском совещании молодых литераторов, публикуется в центральных изданиях.

С начала 1990-х годов начинают активно издаваться авторские и коллективные сборники местных авторов, среди которых: «Муромские родники» (вып. №№ 1-6, 1997-2008), «Мемориал», «Муромцы – А.С. Пушкину» и др.

В 2004-2007 годах членами литгруппы разрабатывается устав местной общественной организации «Муромские родники», который был принят в сентябре 2007 года, в октябре новым председателем объединения избрана Ирина Ершова. С 2008 года в объединение действует при ЦБС округа Муром (библиотека-филиал №5).

КНИГИ МУРОМСКИХ ЛИТЕРАТОРОВ

Ключевая фигура муромской литературы – Юрий Александрович Фанкин, 

единственный в городе член Союза писателей России (с 1987 года), крупнейший прозаик Владимирской области, получивший всероссийскую известность, «писатель мирового уровня» /по определению председателя правления владимирского отделения СПР С.И. Барановой/. 

Юрий Фанкин родился 9 ноября 1940 года в деревне Крюковка Липецкой области в семье учителей. В 1952 году семья переезжает в Муром, где он закончил десятилетку и историко-филологический факультет муромского педагогического института. В студенческие годы в газете «Муромский рабочий» были опубликованы первые его произведения. Впоследствии они регулярно появлялись в городской, областных и центральных газетах. Первые рассказы были опубликованы в журнале «Наш современник» в 1978 году. Один из них («Прощание с Дэлиром») был переведён на немецкий язык и включён в антологию, которая дважды издавалась в Лейпциге (1982, 1985). 
Юрий Александрович – автор двух романов на темы античности, четырнадцати повестей, десятков рассказов и стихов. В последние годы его произведения охотно публикуют московские журналы почвеннического направления – «Москва», «Наш современник», «Воин России», «Роман-журнал XXI век» и др. Как публицист-почвенник писатель регулярно выступает в областной газете «Голос писателя».
Муромский писатель – лауреат международной литературной премии им. Андрея Платонова (2003), областных литературных премий им. Сергея Никитина (2007) и Владимира Солоухина (2010); в 2005 году награждён юбилейной медалью к 100-летию со дня рождения Михаила Шолохова. 
Юрий Фанкин – единственный в области писатель, удостоенный высшей государственной награды – медали Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени «за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность» (указ Президента Д.А. Медведева № 472 от 19 апреля 2010 года). 

Основные публикации Юрия Фанкина:

Книга «Месяц над старым клёном» (Ярославль, 1981) включает повесть «Городушки» (воспоминания о деревенском детстве) и рассказы, два из которых посвящены последним годам жизни Льва Толстого («Прощание с Дэлиром» и «Анковский пирог»).

Роман «Осуждение Сократа» (Ярославль, 1985; Москва, 1986) посвящён легендарной личности древнегреческого философа, его трагической судьба, нравственно-философским исканиям.

Повесть «День поминанья и свадьбы» (Ярославль, 1990) – история паренька, вышедшего из заключения и вставшего на путь исправления. В вымышленном городе Костенце угадываются черты Мурома 1980-х годов.

Повесть «Неразлучённые» (альманах «Владимир-1995», отдельное издание – 2001) – сказ о муромских святых благоверных князе Петре и княгини Февронии.  

Повесть «Очищение огнём» (альманах «Владимир-1997»; «Роман-журнал ХХI век», №4-2002) рассказывает о последних месяцах жизни Н.В. Гоголя, его духовных исканиях, приведших к сожжению второго тома «Мёртвых душ».

«Императорские игры» (Владимир, 2003) – роман о Нероне и Сенеке, о развращающей силе власти, о первых христианах в Древнем Риме. В книге дана широкая панорама жизни Римской Империи первого столетия нашей эры.

В повести «Прощай, лес, прощай, дуброва…» (альманах «Владимир-2003») – яркая картина русской деревни накануне Великой Отечественной войны, в образах деревенских «дурачков» Мини и Грини показан русский характер.

Повесть «Когда хлеб из лебеды сладок» (альманах «Владимир-2004») – сказание о муромской святой Иулиании Лазаревской.

Книга «Ястребиный князь» (Владимир, 2005), включившая в себя одноимённую повесть, а также повести «Прощай, лес, прощай, дуброва…» и «Когда хлеб из лебеды сладок», удостоена областной литературной премии им. С.К. Никитина. Повесть «Ястребиный князь» (также опубликована в журнале «Москва», №6-2006) написана в лучших традициях русской охотничьей прозы и воспевает неповторимость первозданной природы средней полосы России, алешунинские места, где охотился Н.А. Некрасов.

«Межа» (журнал «Москва» №1-2006, альманах «Владимир-2006») – повесть об отце, о возвращении к земле «отпавших» от неё горожан, гимн крестьянскому труду, плодородной земле и картошке.

Повесть «Баю-баюшки-баю…» (альманах «Владимир-2007») посвящена современной деревне, любви старика Кузьмы Агафонова, потерявшего единственного сына, и деревенской «дурочки» Анфисы. 

Повесть «Сказ об Илье Муромце» (альманах «Муром православный», 2008) – красочное переложение эпизодов древней былины.

Очерк «Русское око» (журнал «Наш современник», №7-2009) – это рассказ о жизненном пути «отца телевидения» В.К. Зворыкина, с акцентом на его русскость, купеческие корни, любовь к родному Мурому. Произведение удостоено областной литературной премии им. В.А. Солоухина в номинации «Проза» (2010). 

* * * * * * * *
Другие муромские авторы представлены, в основном, стихотворными сборниками. Перечислим основные издания, составившие весомый фонд местной литературы.

Юрий Мятлевский (1932-2005) выпустил семь авторских книг: «Неизбежное» (1992, стихи о военном детстве, любовная и пейзажная лирика), «Обретение» (1995, лирика), «Память раненых лет» (1995, включает в себя автобиографическую повесть «Лишённые детства» и стихи о войне), «Дар любви» (1997, книга сонетов, в том числе три сонетных венка), «Чистый лучик» (1998, стихи духовно-нравственной проблематики), «Сопереживание» (2001, нравственно-гражданственные стихи), «Осенние костры» (2002, лирика).

Книга Натальи Суздальцевой «Муромские легенды и сказания» (1995) включила предания муромской старины, услышанные из уст старожилов, воспоминания о дореволюционном Муроме, литературные сказки.

Сборник «Праздник души» Татьяны Ионовой (Муром, 1997, второе издание – 2009) содержит лирические стихи – о любви, деревне, высоком труде педагога (автор – заслуженный учитель России, 2010).

Книга Юрия Солонина «Мне говорили смолоду» (Красная Горбатка, 1998) – сборник стихотворений нравственной проблематики, стихов о природе. 

В небольшую книгу Альберта Удалова «Всё осталось со мною» (Муром, 1999) включены стихи о Муроме, любовная, философская, пейзажная лирика. Основная же часть поэтического наследия А. Удалова – поэта-историка, певца родного края и православия, автора трёх венков сонетов, члена Союза журналистов России – разбросана по многочисленным коллективным сборникам.

Яркие образцы любовной лирики – в книге стихов Натальи Пахомовой «В лабиринте зеркал» (Муром, 2000).

В книге «Белый клоун» (Муром, 2001) Андрея Мельгунова – автора и исполнителя собственных песен, двукратного обладателя гран-при всероссийских конкурсов патриотической песни, лауреата областной премии в области культуры, искусства и литературы – собраны стихи и тексты песен о нынешней непростой жизни, о любви, о России. 

В книгах стихов Юрия Додонова «Золотой бурелом» (Муром, 2002) и «Круглее колеса» (Самара, 2008) запечатлены воспоминания о годах, проведённых в Дубровлаге, горькие раздумья о судьбах Родины.

Валентина Кичаева – автор сборников стихов «Я – живу» (Муром, 2003), «Колыбель моя» (Муром, 2006), посвящённых деревне, любви, природе, родному Карачарову.

Книга «По-прежнему люблю» (2007) Клавдии Черкуновой (1921-2008) содержит лирические стихи и автобиографическую повесть «Девочка двух национальностей».

Сборник стихов и поэм Елены Трепетовой «К Бессмертному Возлюбленному» (Муром, 2007) включает произведения гражданственной направленности, социально-философские поэмы, в которых выражено нравственно-эстетическое кредо автора. Книга отмечена областной премией в области культуры, искусства и литературы (2008). 

Ведущая тема сборника стихов «За солнцем следом» (Муром, 2008) Татьяны Илюлиной – любовь к Мурому и родной природе.

В начале 2009 года в Муроме состоялась презентация книги ивановского писателя, члена СП России Владимира Зимина «Вниз по лестнице, ведущей наверх» (Магнитогорск, 2008), рассказывающей о детстве, проведённом в Муроме, и содержащей исторические эпизоды о средневековом прошлом нашего города.

Сборник стихов «Я – лист на дереве большом» (Владимир, 2009) Нины Коноплёвой – итоговая книга одного из старейших членов муромской литературной группы, члена Союза журналистов России, тонкого и светлого лирика.

В книгу стихов и прозы «Ё-моё» (Муром, 2009) Александра Быкова вошли рассказы об афганской войне и иронические стихи, многие из которых опубликованы в альманахе «Владимир».  

ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ МУРОМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЛИТЕРАТОРОВ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ, ДРУГИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
(в разработке)